ПРИЕМЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Если в классе пользуются приемом «разбиения» задачи на отдельные задания, то появляется возможность улучшить организацию работы при проверке домашнего задания. Остановимся сначала на более распространенных в школе, но менее удачных приемах проверки домашних заданий на уроках математики.
ПЕРВЫЙ ПРИЕМ. К доске вызывается учащийся. Ему предлагается доказать теорему, которая была задана на дом, или решить задачу. Для подготовки к ответу ему дается время. Класс в это время занят другой работой. Затем вызванный ученик отвечает, остальные слушают.
ВТОРОЙ ПРИЕМ. К доске для подготовки к ответу вызываются одновременно несколько человек. Класс в это время выполняет другую работу. Затем вызванные ученики поочередно отвечают, остальные слушают. Второй прием в отличие от первого позволяет несколько сэкономить учебное время, поскольку учащиеся готовятся у доски не поочередно, а одновременно. Поэтому этот прием называют уплотненным опросом. Уплотненный опрос очень широко распространен в школах. Перечислим ряд недостатков этих двух приемов, которые учителю необходимо учитывать и по возможности нейтрализовывать.
ТРЕТИЙ ПРИЕМ. От указанных недостатков при проверке домашних заданий легко избавиться, если в классе используют прием «разбиения» задачи на отдельные задания. Применяя этот прием, учитель при решении задач и изучении теорем формирует и постоянно проверяет каждый раз умение выполнять чертеж, умение выделять условие и заключение теоремы и т.д. Это задание учащиеся тем более могут выполнять при объяснении задачи или теоремы, заданных на дом. Отпадает. Следовательно, необходимость проверять эти умения. Все это и позволяет упростить проверку домашнего задания.
К началу урока дежурные по классу выполняют на доске чертежи (без дополнительных построений и записей) ко всем теоремам и задачам, заданным на дом. Форма, расположение и буквенные обозначения чертежей иные, чем, например, в учебнике.
Учитель дает задание доказать какую-то теорему или изложить решение какой – то задачи. Выдерживается пауза. Все замолкают, готовятся к ответу. Затем к доске вызывается учащийся. Его слушают гораздо внимательней, чем, например, при уплотненном опросе, т.к. к ответу готовился весь класс. Поэтому каждый учащийся легче и быстрее улавливает неточности в ответе вызванного товарища и готов необходимые дополнения, замечания, поправки.
Если ученик отвечает плохо, учитель может вызвать на помощь любого другого, поскольку время на подготовку к ответу давалось всему классу.
Некоторые учителя требуют, чтобы, излагая теорему, учащийся придерживался определенной схемы, при которой ответ становится более четким, ясным и понятным всему классу: формулируется теорема, указывается, что дано и что требуется доказать, а затем излагается доказательство. При этом все элементы чертежа учащийся обязательно показывает указкой, иначе за его ответом трудно следить. (Последнее требование, к сожалению, не всегда соблюдается). Затем таким же образом проверяются следующие теоремы, задачи. Такой опрос проходит обычно более четко, чем уплотненный опрос, при большой активности учащихся и с меньшей затратой учебного времени.
Этот же прием целесообразно использовать и на уроках алгебры. На доске заранее записывается вывод формул, решения уравнений, неравенств и т.д. В некоторых решениях преднамеренно допущены ошибки. Предлагается сверить свою работу с записями на доске и подготовиться к аргументированным объяснениям решенных задач. Пауза. Думают. Вызванный ученик объясняет решение, затем отвечает следующий и т.д. Каждый ученик в такой обстановке имеет возможность и участвовать в обсуждении решений и исправить в своей тетради ошибки.
Подчеркнем еще одну характерную особенность последнего приема. При его использовании учащиеся начинают отчетливо понимать, что записывание и запоминание преобразований при выполнении домашних заданий – это не главное. Все записано заранее на доске. Главным является умение прокомментировать, аргументированно объяснить домашнее задание.
| |
Переглядів: 1875 | |
Всього коментарів: 0 | |