ПРИЕМЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

ПРИЕМЫ ПРОВЕРКИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

                                                                                  

Если в классе пользуются приемом «разбиения» задачи на отдельные задания, то появляется возможность улучшить организацию работы при проверке домашнего задания. Остановимся сначала на более распространенных в школе, но менее удачных приемах проверки домашних заданий на уроках математики.

 

ПЕРВЫЙ ПРИЕМ. К доске вызывается учащийся. Ему предлагается доказать теорему, которая была задана на дом, или решить задачу. Для подготовки к ответу ему дается время. Класс в это время занят другой работой. Затем вызванный ученик отвечает, остальные слушают.

 

ВТОРОЙ ПРИЕМ. К доске для подготовки к ответу вызываются одновременно несколько человек. Класс в это время выполняет другую работу. Затем вызванные ученики поочередно  отвечают, остальные слушают. Второй прием  в отличие от первого позволяет несколько сэкономить учебное время, поскольку учащиеся готовятся у доски не поочередно, а одновременно. Поэтому этот прием называют уплотненным опросом. Уплотненный опрос очень широко распространен в школах.

Перечислим ряд недостатков этих двух приемов, которые учителю необходимо учитывать и по возможности нейтрализовывать.

  1. Вызванным учащимся выделяется время на подготовку к ответу. Остальным не дается время, чтобы подумать ответы на поставленные вопросы. Следовательно, им остается только одно – пассивно слушать ответы вызванных учеников.
  2. Если вызванные ученики отвечают уверенно, то опрос, и особенно уплотненный опрос, внешне проходит хорошо. Внешне, поскольку остальные учащиеся вопросы заранее не продумывают и в лучшем случае пассивно слушают ответы.
  3. Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотненный опрос затягивается нередко на 15-20 минут и даже более. Учитель не всегда имеет возможность по ходу опроса вызвать других учащихся, т.к. они не готовились к ответу. В таких случаях как раз и выявляются недостатки опроса и уплотненного опроса.

 

ТРЕТИЙ ПРИЕМ. От указанных недостатков при проверке домашних заданий легко избавиться, если в классе используют прием «разбиения» задачи на отдельные задания. Применяя этот  прием, учитель при решении задач и изучении  теорем формирует и постоянно проверяет каждый раз умение выполнять чертеж, умение выделять условие и заключение теоремы и т.д. Это задание учащиеся тем более могут выполнять при объяснении задачи или теоремы, заданных на дом. Отпадает. Следовательно, необходимость проверять эти умения. Все это и позволяет упростить проверку домашнего задания.

 

К началу урока дежурные по классу выполняют на доске чертежи (без дополнительных построений и записей) ко всем теоремам и задачам, заданным на дом. Форма, расположение и буквенные обозначения чертежей иные, чем, например, в учебнике.

 

Учитель дает задание доказать какую-то теорему или изложить решение какой – то задачи. Выдерживается пауза. Все замолкают, готовятся к ответу. Затем к доске вызывается учащийся. Его слушают гораздо внимательней, чем, например, при уплотненном опросе, т.к. к ответу готовился весь класс. Поэтому каждый учащийся легче и быстрее улавливает неточности в ответе вызванного товарища и готов необходимые дополнения, замечания, поправки.

 

Если ученик отвечает плохо, учитель может вызвать на помощь любого другого, поскольку время на подготовку к ответу давалось всему классу.

 

Некоторые учителя требуют, чтобы, излагая теорему, учащийся придерживался определенной схемы, при которой ответ становится более четким, ясным и понятным всему классу: формулируется теорема, указывается, что дано и что требуется доказать, а затем излагается доказательство. При этом все элементы чертежа учащийся обязательно показывает указкой, иначе за его ответом трудно следить. (Последнее требование, к сожалению, не всегда соблюдается). Затем таким же образом проверяются следующие  теоремы, задачи. Такой опрос проходит обычно более четко, чем уплотненный опрос, при большой активности учащихся и с меньшей затратой учебного времени.

 

Этот же прием целесообразно использовать и на уроках алгебры. На доске заранее записывается вывод формул, решения уравнений, неравенств и т.д. В некоторых  решениях преднамеренно допущены ошибки. Предлагается сверить свою работу с записями на доске и подготовиться к аргументированным объяснениям решенных задач.  Пауза. Думают. Вызванный ученик объясняет решение, затем отвечает следующий и т.д. Каждый ученик в  такой обстановке имеет возможность и участвовать в обсуждении решений и исправить в своей тетради ошибки.

 

Подчеркнем еще одну характерную особенность последнего приема. При его использовании учащиеся начинают отчетливо понимать, что записывание и запоминание преобразований при выполнении домашних заданий – это не главное. Все записано заранее на доске. Главным является умение прокомментировать, аргументированно объяснить  домашнее задание.

 

 

Категорія: Рекомендации | Додав: krmom14 (26.06.2014)
Переглядів: 1875 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]